Туризм в Украине

Крым 2006

Карпаты 2008

Фото

Поход в Крым с элементами альпинизма

Или как пройти на Южный берег

Идея погулять на выходных в Крыму как всегда пришла неожиданно. За день взять билеты по сходной цене  Нам не удалось, поэтому было решено заняться экстримом и брать их на поезд Москва-Севастополь за три часа до отправления. 23,09,05 На вокзале постепенно образовывалась альтернативная очередь на Крым. В очереди Мы познакомились со студентом Юридической академии Сашей, который живет на Южном берегу и не впервые брал билеты перед отправлением. Где-то к семи часам появились билеты, и, несмотря на ажиотаж, их всем хватило. Посидев пару часиков в привокзальной кафэшки пошли на шестую платформу (туда обычно подают поезда российского формирования). Билеты обошлись Нам в смешную сумму-12 грн на человека по студаку, а без студака люди брали по 47 грн, шото непонятное.

В поезде Мне запомнились новые окна, из которых нельзя высунуть голову и получить по ней летящей с заметной скоростью бутылкой пива Рогань.

Прямо перед отправлением к нам присели два студента пожарной академии. Настоящие пожарные: одно слово - три мата для связки. Как далее выяснилось, одного из них звали Олежка, он та и обрыгал пол вагона, после чего ходил с ведром и тряпкой. Поезд прибывал в Симферополь без малого  в восемь утра. Как раз к восьми открываются предварительные кассы на ул. Льва Толстого. Теперь Мы знали где они находятся т в прошлый раз пол ночи их искали. По прибытию встретились с Сашей и сказали ему Пака.

Порулили к кассам по дороге останавливаясь что-то поклевать.  Очереди в кассах были небольшие, и купив билеты, Мы часам к одиннадцати отправились на Перевальное. Троллейбусы ходят туда осенью примерно раз в час, поэтому там очень много пенсионеров. Всего 73 копейки и Мы в Перевальном. Змейкой тянется дорога в сторону Красных пещер. Но там вход не так, а платный. Поэтому Мы пошли напрямик через поле. И, пройдя через ферму, свернули на туристическую тропу вдоль речки Кизилкобинки. Немного поднялись до водопада Су-учхан. По дороге Нам попадались организованные группы туристов, которым только вечернего платья и маникюра не хватало. Толпы детей роились у водопадов. Старенькие тёти промывали в них свои кости. На Мое удивления в речке оказались мальки рыб. Набрав воды у самого истока реки, пошли на подъем. Тропа начинается прямо возле входа в экскурсионную пещеру и вьется среди камней и кустарника, воздымаясь на высоту около 50 метров над пещерой. Начал моросить слабый дождик, небо затянуло тучами. Мы поднялись на Долгоруковское плато и продолжили движение на Юго-восток в поисках дороги. На западном отроге паслось немалое стадо лошадей. Найдя дорогу, дальше следовали по ней. На плато встречается очень много металлический объектов напоминающих осколки снарядов. Недалеко от дороги у пупыря в 1003 метра нашли пещерку без маркировки. Но лесть туда с Нашим светом и без камбезов не решились. У развилки повернули в сторону Тирке. Другая дорога идет к Бурульче. По дороге встретили каких-то зябликов с ведрами, которые груши околачивали.  На карте показан родник у дома лесника, туда и пошли. Я отправился на разведку. У начала балки стоит домик лесника и трактор «Беларусь», походу родник должен находится где-то пониже, но увиденного в верховьях балки свала бытовых отходов было достаточно для прекращения поиска источника с живой водой. Пошли дальше по дороге. Вошли в ботанический заказник. Там много чудесных сине-желтых цветочков, которые цветут в сентябре и совсем без листьев. Они растут даже посреди дороги. Подъем на Тирке с запада достаточно пологий по сравнению с северным склоном, по которому Мне приходилось подниматься. Солнце двигалось за горизонт. Поднялись на Тирке. Теперь предстояло найти дорогу на Демерджи, чтобы не зарулить в Хапхал. Смеркалось. Тучи проносились метров в пятидесяти над нашими головами. На яйле встретили местного старожила, который долго объяснял Нам как пройти к источнику, даже карту рисовал. Мы так и не поняли откуда Он взялся. Стемнело. Пришлось искать место для ночевки. От дороги отходило много тропинок на Юг, по-видимому они вели в Хапхал. Мы свернули на одну из них и остановились в леске у пригорка. Там было старое кострище и немного дров. Мы быстро установили палатку и насобирали дров. Дул сильный ветер и Мы решили потушить костер т.к. палатка обычно сгорает за 5-10 секунд.  Воды не хватало даже на пару раз попить чай. Непонятно откуда налетели маленькие мушки, что-то типа дрозофилы. Их было дохрена, и сидели они везде. Мы закрыли палатку, и большинство из них изловили.

Утро.

Я встал рано. Хоть Я и отключил мобильник (толку там от Моби все равно нет) он в шесть часов все-таки напомнил о своем существовании. Солнце еще не встало. Я пошел побродить по плато с фотоаппаратом. На удивление и на Демерджи и на Тирке очень много рябины. И откуда она тут взялась?

Вскоре встало солнце и осветило плато. Прояснились очертания ущелья Хапхал. Потратив половину пленки, пошел будить друга. Решили к половине восьмого уходить, чтобы всё успеть. Собрав манатки утилизировали мусор и пошли дальше. На придорожном камне синяя отметина, по-видимому обозначающая тропинку к воде. Дорога на яйле вполне приличная. С обоих сторон растут березы, немного скрюченные от сурового климата.

Спускаемся в низину. Вокруг валяются поваленные сухие деревья, возможно это результат пожара. Ветки хрупкие на излом, следовательно они лежат тут уже года два, три. Вскоре Мы подошли к сдвоенному пупырю, обозначенному на карте, и решили на него подняться. С холма открывается вид на большую часть плато, Тирке, Хапхал и даже на Чатырдаг, по которому кстати Мы и сориентировали карту. Был виден пройденный за сегодня путь. Далее дорога вела в горку, на которой виднелся фиолетовый флаг. Мне даже в бинокль не удалось рассмотреть его. Дорога на этот холм показалась Нам сильно крутая и мы решили идти по другой на юг. Под горой зияла воронка, промытая дождями в грунте. Туда Я и направился. От дороги к воронке вела тропа, у входа в пещеру лежали два грязных комбеза. Я понятно лесть туда не стал. Пощимились на бугор и вышли к дороге. Дорога привила нас к какой-то палатке, возле которой стояли бочки, по-видимому с водой. Мы решили обойти с другой стороны. Пройдя немного по бугру вышил на поляну, над которой и развивался фиолетовый флаг. Я решил сфоткатся на этой вершине и взял для этого свой желто-синий флаг, который Я всегда с собой беру. На вершине лежали поваленные ветрами два флага: Украины и Автономной республики Крым. Мы нашли булыжники и соорудили более крепкие туры для них и подняли стяги. Тут я сфоткался и со своим флагом.

Перед нами Демерджи, но нас разделяет глубокая долина. На горе видна дорога, но рядом с Нами ее нет. Мы решили идти и без неё.

Уже пол одиннадцатого.

Мы вышли к глубокому каменистому оврагу. Обходить его не стали и пошли  вниз, а потом вверх. Пройдя лесок,  вышли на поляну, с которой дорога не была видна. Время близилось к одиннадцати и на Южный Демерджи его уже не хватало. Мы решили спускаться в лесистый овраг, чтобы выйти к реке. Предположительно Мы должны были выйти к реке Тапшан, но по-видимому, угадили в один из притоков Биюк-Дере (в нижнем течении Алака). Первые пол километра на дне оврага встречались завалы из упавших деревьев. По краям оврага возвышались скалистые останцы причудливых форм. Далее проход стал расширяться и идти стало легче.  Вскоре стали появляться водянистые лужицы которые становились всё больше и больше. Тут Мы увидали родник над которым кто-то прикрепил подкову, наверное на счастье.

От родника вверх уходила тропинка к палаточному лагерю. Чуть ниже по течению ручейка Мы стали на обед. Распалив костер в специальной груде камней, поели и дальше пошли. По дороге обогнали тройку туристов. Каньон расширился, склоны представляли собой плоские округлые пласты, между которыми протекал ручеек. Далее по тропинке стоял указатель: Джур-Джур туда, Джурла сюда, и стрелочки в соотвецтвующих направлениях. Никакого водопада Мы не заметили, да и время особо не было. Пошли дальше по тропинке. Перешли речку, и вышли к полянке, на которой стояло штук пять палаток. Метрах в ста тропинка вышла на обрыв, с которого открывался вид на южный берег, а внизу вилась небольшая тропинка. Мы продолжали идти по маркированной тропе, пока не встретили туриста с Луганска, который сказал Нам, что эта тропа идет на Джур-Джур, и сообщил, что эта речка не Тапшан, а Алака. Он, оказывается, закончил ХНУРЭ.

-И что ж Вам харьковчанам на парах не сидится? Сказал Он и посоветовал выйти на тропу, которая начинается чуть выше Джурлы и идет по траверсу Южного Демерджи к Лучистому. Мы вернулись немного с Ним, но дальше идти вверх не захотели. Решили пойти по той тропинке, которую Мы видели с обрыва. Небольшое ответвление от основной тропы через лес спускается на поляну, потом резкий спуск в овраг к ручью, но там никакого ручья нет. В засуху он пересыхает. Спуск составил около тридцати метров. Мы наткнулись на пересохшее русло с каскадом водопадов, которых ввиду отсутствия воды не было. Первая ступень метров на шесть. Спускались скальником, рюкзаки передавали отдельно.  Всего таких ступеней где-то три –четыре. Самым сложным был последний спуск. Там по руслу спуститься было нельзя, поэтому пришлось лазить вокруг и искать выход, а сегодня поезд. Времени оставалось совсем в обрез. Я полез вверх и нашел тропинку в обход. По ней и пошли. Через километр. Нашли спуск к реке (там она уже есть с примерным расходом 50-70 литров в секунду). Там Я набрал себе полулитру и пошел наверх к Диме. Идя по тропинке, Мы уже через пол часа вышли на трассу, где поймали маршрутку на Симферополь. На вокзал Мы приехали минут за пятнадцать до поезда.