Туризм в Украине
Пешеходный Автомобильный |
||
Украина
Киев
Харьков
|
Одесса –
Южная пальмира Я жил тогда в Одессе
пыльной, А.С. Пушкин
. После изгнания
турецких завоевателей из Северного
Причерноморья в 1792-1793 гг. и захвата крепости Очаков под руководством
Иосифа Дерибаса, была отстроена
крепость Хаджибей и портовый карантин. Князь Потемкин докладывает императрице
о необходимости укрепления всех бывших турецких крепостей: Очакова, Бендеры, Гаджибей. Было необходимо построить в новой Очаковской области порт. Иосиф Дерибас
настаивал на сооружения гавани в Хаджибейском заливе, удобном для торговли .
27 мая 1794 года Екатерина повелевает начать строительство гавани в
Хаджибейском лимане. 2 сентября 1794 года началось строительство порта и
города, заложены фундаменты церквей святого Николая и Екатерины. Уже в первый
год в гавани побывало 39 судов. В начале 1795 года, на основании названия
греческого поселения Одесосс, когда-то
находившегося не левом берегу Тилигульского лимана,
Хаджибей был переименован в Одессу. В 1797 -1802 гг.
Одесса входила в состав Новороссийской губернии, а в 1805 году стала центром
Новороссийского края, которым и была до 1874 года. Впервые Одесса описана во
второй половине 1795 г. англичанкой Мэри Гутри в
книге "Путешествие, совершенное в1795-1796 годах в Тавриду". Уже
через несколько лет в городе насчитывается около тысячи
каменных домов и казармы на 10000 военных. После прихода на престол Павла
первого строительство города несколько затормозилось «за
нецелесообразностью». Тогда по предложению Дерибаса
Павлу были отправлены 3000 апельсинов, обернутых в бумагу, на которой
описывались преимущества Одессы. В ответ на это Павел выделил городу 25000
рублей. В честь этого события в Одессе сооружен памятник. При Дерибасе были замощены Неапольским камнем Нынешняя Дерибасовская, Решельевская,
Греческая, Херсонская. Исключительно важную роль в развитии города сыграли
его градоначальники: А.Ришелье (1803-1814), А.Ланжерон (1814-1823), князь
М.Воронцов (1823-1844). В ноябре 1815
года градоначальником Одессы назначается генерал от инфантерии Александр
Федорович Ланжерон. Уже при Ланжероне Одесса стала играть главную роль в Украине и на
юге России в продвижении на зарубежные рынки В 1815
году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и
азовских портов. Ведение в 1819
году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных
товаров благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Вдоль линии был
вырыт ров и сооружены таможенные заставы. Порто-франко просуществовало в
Одессе на протяжении сорока лет, стимулировав развитие города как торгового
центра. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на
Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы. В 1811-1812
гг. и в конце 20-х годов XIX века Одесса пережила тяжелое время в связи с
русско-турецкой войной и вспышками чумы. В 1829 году
в городе проживало 53 тысячи человек, а в 1859-м насчитывалось 111 тысяч. Одесса - один
из немногих городов Украины, который строился по заранее разработанному
плану. В его основу легли разработки Ф.Деволана.
Город сооружен с прямоугольной сетью улиц, с выделением основных магистралей
и площадей. Административным центром его стал Приморский бульвар. От него к
морскому порту вниз была проложена в 1834-1841 годах уникальная лестница,
получившая название Потемкинской. 30 июля 1827 года состоялась торжественная
закладка памятника Дюку де Решелье. В связи с
Крымской войной 1853-1856 гг. Одесса оказалась в зоне боевых действий и
пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в
городе десант. Встретив стойкое сопротивление береговой артиллерийской
батареи, эскадра вынуждена была отступить. Во второй половине XIX века
развитие экономики города пошло быстрыми темпами. Этому способствовали новые
производственные отношения, возникшие в стране после отмены крепостного
права, рост предпринимательства, а так же открытие железнодорожного
сообщения. Открытый в 1817 году Решельевский
лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский университет). В 22 июля 1828
года из Одесского порта выходит первый почтово-пассажирский пароход «Одесса»,
но только выйдя из порта пароход сломался и был
вынужден вернуться в порт на ремонт. Это положило начало Одесскому
морскому параходству. В 1875 году в
городе насчитывалось 193 тысячи человек в 1897 - 404 тысячи, в 1914 - уже 669
тысячи. В 1873 году в
торжественной обстановке был открыт водопровод Днестр-Одесса, во многом
решивший проблему водоснабжения города, а в 1877 году вступила в строй первая
в Российской империи канализация. В 1870 году
Одесса стала одним из центров народников, готовивших покушение на царя
Александра Второго. Здесь в 1875 году была создана
первая в Российской империи рабочая политическая организация "Южнороссийский союз рабочих, а в 1905 году сюда пришел
восставший броненосец "Потемкин Таврический". В 1883-1887
гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета известное как Одесский оперный. В январе 1918
года власть в городе перешла к Советам, но в марте Одессу заняли
австро-немецкие войска, которые находились здесь до ноября 1918 года. После ухода
австро-немецких войск Одесса перешла в подчинение Директории, но уже в конце
декабря город оккупировали англо-французские войска, находившиеся здесь до
апреля 1919 года, когда войско И.Григорьева, перешедшее от Директории на
сторону большевиков, изгнало их. С августа 1919 года по февраль 1920 Одессу
занимали войска русского генерала Деникина. В
следствии кризисных событий многие предприятия и
четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля,
значительно уменьшилось население, часть которого оставила город перед
приходом к власти большевиков, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 году в
Одессе насчитывалось 428 тысяч человек. В 1920 году
была проведена национализация городской промышленности. Накануне
Великой Отечественной войны в Одессе насчитывалось около 450 предприятий. В
1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913.
Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около
430 тысяч жителей, то по переписи 1939 - более 600 тысяч. По численности
населения Одесса заняла третье место в Украине после Киева и Харькова. С 5 августа по 16 октября 1941 года продолжалась героическая оборона Одессы силами Отдельной Приморской армии и частью сил Черноморского флота. В оборонительных работах участвовало св. 100 тыс. чел. В короткий срок было построено 3 оборонительных рубежа: передовой— в 20—25 км от города, главный — в 10—14 км и рубеж прикрытия — в 6—10 км; на улицах Одессы возведено около 250 баррикад. Город был укреплен оборонительными, сооружениями общей протяжённостью свыше 250 км. 22 сент. по группировке румынских
войск, продвинувшейся в восточном направлении, был нанесён комбинированный
удар: боевые корабли высадили десант в р-не Григоръевки
в составе полка морской пехоты; одновременно в тыл врага был выброшен
парашютный десант; навстречу десантникам на участке Фонтанка, Гильдендорф наступали части двух стрелковых дивизий. С 1 по 16 октября 1941 г.
Черноморский флот провёл операцию по эвакуации войск на Крымский полуостров. На транспортах и боевых кораблях практически без потерь были
перевезены все войска (около 86 тыс. чел.), 15 тыс. чел. гражданского
населения, 19 танков и бронемашин, около 500 орудий, более 1 тыс. автомашин,
свыше 3,5 тыс. лошадей, 163 трактора, около 25 тыс. тонн грузов. Отход последних
подразделений войск прикрывали партизаны. Только к вечеру 16 окт. передовые
части румынских войск ворвались в Одессу. Защитники города более чем
на два месяца сковали, у стен Одессы 4-ю румынскую армию и нанесли ей тяжёлые
потери. Было выведено из строя св. 160 тыс. вражеских солдат и офицеров, около
200 самолётов и до 100 танков. |
|
Почта
|
На
главную страницу http://www.tyrizm-ua.by.ru
|
|