Туризм в Украине

Пешеходный   Автомобильный

Украина

Киев

Харьков

Города

Карпаты

Крым

Карты

Отчеты

Фото

 

Одесса – Южная пальмира

 

Я жил тогда в Одессе пыльной,
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
С
вои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет Югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
З
вучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелой,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.
А где, бишь, мой рассказ несвязный?
В Одессе пыльной, я сказал.
Я б мог сказать: в Одессе грязной -
И тут бы, право, не солгал.
В году недель пять-шесть Одесса,
По воле бурного Зевеса,
Потоплена, запружена,
В густой грязи погружена.

Все домы на аршин загрязнут,
Лишь на ходулях пешеход
П
о улице дерзает вброд;
Кареты, люди тонут, вязнут,
И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет хилого коня.
             

  А.С. Пушкин                                                       .  

 

После изгнания  турецких завоевателей из Северного Причерноморья в 1792-1793 гг. и захвата крепости Очаков под руководством Иосифа Дерибаса, была отстроена крепость Хаджибей и портовый карантин. Князь Потемкин докладывает императрице о необходимости укрепления всех бывших турецких крепостей: Очакова, Бендеры, Гаджибей. Было необходимо построить в новой Очаковской области порт. Иосиф Дерибас настаивал на сооружения гавани в Хаджибейском заливе, удобном для торговли . 27 мая 1794 года Екатерина повелевает начать строительство гавани в Хаджибейском лимане. 2 сентября 1794 года началось строительство порта и города, заложены фундаменты церквей святого Николая и Екатерины. Уже в первый год в гавани побывало 39 судов. В начале 1795 года, на основании названия греческого поселения Одесосс, когда-то находившегося не левом берегу Тилигульского лимана, Хаджибей был переименован в Одессу. В 1797 -1802 гг. Одесса входила в состав Новороссийской губернии, а в 1805 году стала центром Новороссийского края, которым и была до 1874 года. Впервые Одесса описана во второй половине 1795 г. англичанкой Мэри Гутри в книге "Путешествие, совершенное в1795-1796 годах в Тавриду". Уже через несколько лет в городе насчитывается около тысячи каменных домов и казармы на 10000 военных. После прихода на престол Павла первого строительство города несколько затормозилось «за нецелесообразностью». Тогда по предложению Дерибаса Павлу были отправлены 3000 апельсинов, обернутых в бумагу, на которой описывались преимущества Одессы. В ответ на это Павел выделил городу 25000 рублей. В честь этого события в Одессе сооружен памятник.

 

При Дерибасе были замощены Неапольским камнем Нынешняя Дерибасовская, Решельевская, Греческая, Херсонская. Исключительно важную роль в развитии города сыграли его градоначальники: А.Ришелье (1803-1814), А.Ланжерон (1814-1823), князь М.Воронцов (1823-1844).

В ноябре 1815 года градоначальником Одессы назначается генерал от инфантерии Александр Федорович Ланжерон.

Уже при Ланжероне Одесса стала играть главную роль в Украине и на юге России в продвижении на зарубежные рынки В 1815 году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов.

Ведение в 1819 году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных товаров благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Вдоль линии был вырыт ров и сооружены таможенные заставы. Порто-франко просуществовало в Одессе на протяжении сорока лет, стимулировав развитие города как торгового центра. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы.

В 1811-1812 гг. и в конце 20-х годов XIX века Одесса пережила тяжелое время в связи с русско-турецкой войной и вспышками чумы. В 1829 году в городе проживало 53 тысячи человек, а в 1859-м насчитывалось 111 тысяч.

Одесса - один из немногих городов Украины, который строился по заранее разработанному плану. В его основу легли разработки Ф.Деволана. Город сооружен с прямоугольной сетью улиц, с выделением основных магистралей и площадей. Административным центром его стал Приморский бульвар. От него к морскому порту вниз была проложена в 1834-1841 годах уникальная лестница, получившая название Потемкинской. 30 июля 1827 года состоялась торжественная закладка памятника Дюку де  Решелье.

В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. Одесса оказалась в зоне боевых действий и пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в городе десант. Встретив стойкое сопротивление береговой артиллерийской батареи, эскадра вынуждена была отступить. Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло быстрыми темпами. Этому способствовали новые производственные отношения, возникшие в стране после отмены крепостного права, рост предпринимательства, а так же открытие железнодорожного сообщения. Открытый в 1817 году Решельевский лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский университет).

В 22 июля 1828 года из Одесского порта выходит первый почтово-пассажирский пароход «Одесса», но только выйдя из порта пароход сломался и был вынужден вернуться в порт на ремонт. Это положило начало Одесскому морскому параходству.

В 1875 году в городе насчитывалось 193 тысячи человек в 1897 - 404 тысячи, в 1914 - уже 669 тысячи.

В 1873 году в торжественной обстановке был открыт водопровод Днестр-Одесса, во многом решивший проблему водоснабжения города, а в 1877 году вступила в строй первая в Российской империи канализация.

В 1870 году Одесса стала одним из центров народников, готовивших покушение на царя Александра Второго. Здесь в 1875 году была создана первая в Российской империи рабочая политическая организация "Южнороссийский союз рабочих, а в 1905 году сюда пришел восставший броненосец "Потемкин Таврический".

В 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета известное как Одесский оперный.

В январе 1918 года власть в городе перешла к Советам, но в марте Одессу заняли австро-немецкие войска, которые находились здесь до ноября 1918 года.

После ухода австро-немецких войск Одесса перешла в подчинение Директории, но уже в конце декабря город оккупировали англо-французские войска, находившиеся здесь до апреля 1919 года, когда войско И.Григорьева, перешедшее от Директории на сторону большевиков, изгнало их. С августа 1919 года по февраль 1920 Одессу занимали войска русского генерала Деникина. В следствии кризисных событий многие предприятия и четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля, значительно уменьшилось население, часть которого оставила город перед приходом к власти большевиков, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 году в Одессе насчитывалось 428 тысяч человек. В 1920 году была проведена национализация городской промышленности.

Накануне Великой Отечественной войны в Одессе насчитывалось около 450 предприятий. В 1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913. Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около 430 тысяч жителей, то по переписи 1939 - более 600 тысяч. По численности населения Одесса заняла третье место в Украине после Киева и Харькова.

С 5 августа по 16 октября 1941 года продолжалась героическая оборона Одессы силами Отдельной Приморской армии и частью сил Черноморского флота. В оборонительных работах участвовало св. 100 тыс. чел. В короткий срок было построено 3 оборонительных рубежа: передовой— в 20—25 км от города, главный — в 10—14 км и рубеж прикрытия — в 6—10 км; на улицах Одессы возведено около 250 баррикад. Город был укреплен оборонительными, сооружениями общей протяжённостью свыше 250 км.

22 сент. по группировке румынских войск, продвинувшейся в восточном направлении, был нанесён комбинированный удар: боевые корабли высадили десант в р-не Григоръевки в составе полка морской пехоты; одновременно в тыл врага был выброшен парашютный десант; навстречу десантникам на участке Фонтанка, Гильдендорф наступали части двух стрелковых дивизий.
В результате 2 румынских дивизии были разгромлены. Противник был отброшен на 5—8 км и лишился возможности вести артиллерийский обстрел города и порта.

С 1 по 16 октября 1941 г. Черноморский флот провёл операцию по эвакуации войск на Крымский полуостров. На транспортах и боевых кораблях практически без потерь были перевезены все войска (около 86 тыс. чел.), 15 тыс. чел. гражданского населения, 19 танков и бронемашин, около 500 орудий, более 1 тыс. автомашин, свыше 3,5 тыс. лошадей, 163 трактора, около 25 тыс. тонн  грузов. Отход последних подразделений войск прикрывали партизаны. Только к вечеру 16 окт. передовые части румынских войск ворвались в Одессу.

Защитники города более чем на два месяца сковали, у стен Одессы 4-ю румынскую армию и нанесли ей тяжёлые потери. Было выведено из строя св. 160 тыс. вражеских солдат и офицеров, около 200 самолётов и до 100 танков.   

Почта

На главную страницу   http://www.tyrizm-ua.by.ru

Украина от края до края

Rambler's Top100

 



Используются технологии uCoz